«Финансовая грамотность становится

навыком, необходимым для каждого человека

в двадцать первом веке. Поэтому разработка

и внедрение стратегий финансового образования

населения является важным направлением

государственной политики во многих

странах «Группы двадцати», включая Россию»

Антон Германович Силуанов,

министр финансов Российской Федерации

МБДОУ детский сад №4  –   муниципальная инновационная площадка  по реализации  проекта «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста». Приказ управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования Абинский район «Об итогах муниципального конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования Абинский район» от 17.12.2021 года № 886

Приказ «Об итогах муниципального конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования Абинский район» от 17.12.2021 года

Муниципальный координатор проекта: информационно методический центр Управления образования Абинский район.

Руководитель проекта: Макаренко Татьяна Сергеевна, заведующий ДОУ.

Участники проекта: старшие – подготовительные группы детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям.

При включении Программы по финансовой грамотности в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, то есть закладываются индивидуальное особенности восприятия финансового мира.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. В 2021 году МБДОУ детский сад №4 стал инновационной муниципальной площадкой по реализации проекта  «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста» на 2021-2024 г.г. Актуальность проекта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Таким образом, формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

Нормативные документы

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2019 №2039 — р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 (ред.от 21.09.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Методические материалы для педагогов

Методические рекомендации министерства просвещения РФ для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников М.:2019

Образовательная программа «Азы финансовой культуры дошкольников»:пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.-2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.-32с.

«Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности (Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет)»

Программа обучения финансовой грамотности в образовательных организациях (Проект банка России)