Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

По результатам  конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования Абинский район в 2021 году МБДОУ  детскому саду №4  присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме: «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Приказ «Об итогах муниципального конкурса инновационных проектов образовательных организаций муниципального образования Абинский район» от 17.12.2021 года

Муниципальный координатор проекта: информационно методический центр Управления образования Абинский район.

Руководитель проекта: Макаренко Татьяна Сергеевна, заведующий ДОУ.

Участники проекта: старшие – подготовительные группы детского сада.

Инновационный проект «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Ссылка на решение органа самоуправления  организации  на участие в реализации  ИОП

Нормативные документы

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2019 №2039 — р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 (ред.от 21.09.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Методические материалы для педагогов

Методические рекомендации министерства просвещения РФ для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников М.:2019

Образовательная программа «Азы финансовой культуры дошкольников»:пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В.Стахович, Е.В. Семенкова,Л.Ю.Рыжановская.-2-е изд.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.-32с.

«Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности (Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет)»

Программа обучения финансовой грамотности в образовательных организациях (Проект банка России)

Всероссийская неделя финансовой грамотности

Бывают деньги разные — монетами, бумажные

Хранятся в кошельках!

И карточки из пластика — красивые и яркие-Удобны в платежах!

      

   С 23 марта по 15 апреля  2022 года в нашем детском саду проходила Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организованная в рамках совместного проекта Минфина России.

Цель: воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться денежными средствами. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Работа проводилась как с детьми, так и с родителями.

С детьми проводились беседы: «История возникновения денег», «Семейный бюджет», «Учимся экономить» и др.

Прошли открытые занятия по познавательному развитию:

«Как появились деньги?»,

«Как посчитать и проверить деньги»,

«Как научиться обращаться с деньгами правильно»,

 «Путешествие в страну экономики»,

«Как исполнить свои мечты».

Читали художественную литературу: «Муха Цокотуха», «Золотой ключик», «Дядя Федор, пес и кот», «Лисичка со скалочкой», «Цветик -семицветик», «Жихарка» и д.р. Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Магазин», «Супермаркет», «Семья», «Кто что делает», «Маршруты товаров», «Что можно купить за деньги», «Хочу, надо», «Монополия» , «Пиццерия», «Банкомат»  и д.р. Смотрели  мультфильмы: «Муха-Цокотуха», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Три кота. Поход в магазин», «Уроки тетушки Совы», «Золотая антилопа» и презентацию «Буратино о финансовой грамотности». В течении всей недели дети учились правильному обращению с деньгами и банковскими картами. Дети с удовольствием рисовали «Монетки», «Зарплата за один день», «Копейка рубль бережет»,  монеты с помощью техники «Фроттаж»; лепили: «Монеты», конструировали «Кошелек», придумывали новые деньги.

Родители всех групп приняли активное участие в неделе финансовой грамотности:

— изготовили  дидактические игры «Что можно купить за деньги, что нельзя», «Хочу, надо», «Семейный бюджет»,  «Где что продается?»,  «Хочу-надо»;

— изготовили своими руками символ ума и мудрости – Сову, лэпбук «В мире финансов»;

— оформили в группах стенгазеты «В мире финансов».

Закончилась неделя  спектаклем  «Муха -Цокотуха», по завершению которой дети делились своими впечатлениями. Ребята проявили высокую активность, большой интерес и показали хорошие знания в области финансовой грамотности.

Такие мероприятия:

— воспитывают у детей уважение к людям разных профессий,

— формируют у детей элементарные представления о деньгах, бюджете семьи;

— развивают навыки эффективного управления личными деньгами;

— формируют интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний.

Дети будут в курсе, как правильно пользоваться денежными средствами, которые они заработают во взрослой жизни.  Надеемся, это поможет ребятам добиться успеха.

Видеофрагмент  спектакля  «Муха — Цокотуха»  в группе «Радуга» можно посмотреть пройдя по ссылке    Театрализованная сказка «Муха — Цокотуха»

Конспект музыкального спектакля по финансовой грамотности  в подготовительной группе  по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха — Цокотуха»

Презентация проекта «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Опыт работы педагогов  МБДОУ детского сада №4 Лучниной В.В. и Карпенко Т.В. «Экономическое воспитание  детей дошкольного возраста посредством сказок»

ПАМЯТКА Финансовый план семьи

Увлекательные РЕБУСЫ для детей