Особенности организации предметно-развивающей образовательной среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Предметно – пространственная организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение.

Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей, присоединения к ним вращающихся элементов).Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания), ведь интересы маленького ребенка быстро меняются. В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей. Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию.

Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.

Пространство групп ДОУ организовано в виде хорошо разграниченных зон («уголков»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса.

В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Спортивные уголки размещаем таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. В перспективе планируем заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на полифункциональные выдвижные уголки с баскетбольными щитами, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию детей. Для оптимизации двигательной активности детей мы активно используем спальные помещения в период бодрствования детей. По СанПинам допускается использование выдвижных раздвигающихся кроватей, поэтому в каждой группе у нас имеются такие трёхъярусные кровати и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей или игр с использованием дополнительного крупного инвентаря (горки, машинки – каталки, животные – качалки, качели — балансиры). Имеется в наличии интерактивная доска, мультимедийный проектор с экраном. Материально-технические условия ДОУ позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс, внедрять современные педагогические технологии. Чтобы организовать интересные игры, наблюдения с детьми, на территории детского сада оборудованы площадки: стадион, для изучения ПДД, игры на асфальте, цветники. Летом на участке детского сада функционируют тематические площадки (художественная, театральная, сказочная). На групповых участках: цветники, оборудование для отдыха и продуктивной деятельности. Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Детский сад имеет необходимые условия, отвечающие санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

В детском саду созданы комфортные условия пребывания детей, приближенных к домашним. Имеются уютные игровые уголки, оснащены необходимым материалом для игровой деятельности, самостоятельной творческой деятельности. Каждая группа имеет свой оборудованный участок для прогулок.

Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Образовательная среда детского сада свободная, комфортная, доброжелательная, многообразная, развивающая, воспитывающая, располагающая к общению, обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья —  есть

Охрана и укрепление здоровья

Основные направления, цели, задачи физкультурно-оздоровительной работы

ЦЕЛЬ:
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

ЗАДАЧИ:
Охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности.
Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физических качеств.
Формирование потребности в физическом совершенствовании. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Овладение навыками самооздоровления.
Снижение уровня заболеваемости.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Профилактическое
Обеспечение благоприятного течения адаптации;
Выполнение санитарно-гигиенического режима;
Проведение обследований по скрининг — программе и выявление патологий;
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Организация двигательного режима
Формы
Содержание

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию – основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация предусматривает исключение возможности перегрузки детей, недопущение их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечнососудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях
Упражнения подбираются в зависимости от задач образовательной деятельности, возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования и пр.

Виды организованной образовательной деятельности:
традиционная, тренировочная, сюжетная (игровая).
Используются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения.

Система закаливания

Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей;
— элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, мытье рук прохладной водой, утренний прием детей на участке ДОУ, облегченная одежда детей в группе, температурный режим в зале для физкультурных занятий 16-18 С );
— закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями).

Утренняя гимнастика
Цель – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия
Традиционная гимнастика (включает простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных упражнений):
— с предметами и без;
— на формирование правильной осанки;
— на формирование свода стопы;
— имитационного характера;
— с использованием крупных модулей;

Коррекционная гимнастика (включение в комплекс 3-4 специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей)

Гимнастика пробуждения,
Цель – воспитание потребности перехода от сна к бодрствованию через движения (дыхательная гимнастика – со средней группы, самомассаж, закаливающие мероприятия в сочетании с упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия)
Разминка после сна с использованием различных упражнений:

— с предметами и без предметов;
— на формирование правильной осанки;
— на формирование свода стопы;
— имитационного характера;
— сюжетные или групповые;
— на развитие мелкой моторики;
— на координацию движений;
— в равновесии;
— дыхательные;
— оздоровительный бег (в старшем возрасте, до 10 мин).

Реализация программы физкультурно-спортивной направленности «Веселый мяч» — стимулирование двигательной активности и потребности в движении, эффективное физическое развитие и оздоровление средствами физкультурного снаряда – мяча, фитбола.

Двигательные разминки (физкультминутки, динамические паузы)
Выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности
Варианты:
— упражнения на развитие мелкой моторики;
— ритмические движения;
— упражнения на внимание и координацию движений;
— упражнения в равновесии;
— упражнения для активации работы глазных мышц;
— гимнастика расслабления;
— корригирующие упражнения (в соответствии с характером нарушений);
— упражнения на формирование правильной осанки;
— упражнения на формирование свода стопы.

Подвижные игры и физические упражнения
Цель – воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам. Могут быть различной подвижности. Выбор зависит от педагогической задачи, подготовленности, индивидуальных особенностей детей
Виды игр:
— сюжетные;
— несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания (новые, углубленно разучиваемые, на этапах закрепления и совершенствования);
— дворовые;
— народные;
— с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол)

Самостоятельная двигательная деятельность детей, использование атрибутов физкультурного уголка
Цель – удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости
Варианты:
— движения во время бодрствования;
— знакомые подвижные игры.

Индивидуальная работа в режиме дня
Цель – воспитание необходимого двигательного навыка, способствование качественному созреванию мышц
Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, профилактике и коррекции дефектов осанки и свода стопы.

Элементы видов спорта, спортивные упражнения

Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора
Виды спортивных упражнений:
— езда на велосипеде;
— катание на самокатах;
— футбол;
— баскетбол;
— бадминтон;

Спортивные праздники, досуги, развлечения
Способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.

Пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту
Формирование элементов простейшего туризма, воспитание выносливости.

Совместная деятельность с семьей
Основные компоненты:
— участие родителей в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности;
— просвещение родителей в вопросах физического развития, оздоровления детей, формирования навыков ЗОЖ;
— изучение и трансляция положительного опыта семейного воспитания.